Рыночная экономика
|
СОДЕРЖАНИЕ Рынок, конкуренция - сайт d-66-2007.ru Спрос, предложение, эластичность - сайт d-66-2007.ru |
Глава 5. Виды рынков Содержание: 5.5 Рынок труда Биржа трудаРынок рабочей силы, рынок труда имеет принципиальную особенность. Его составляющими являются принципиально живые люди, которые выступают не только носителями рабочей силы, но и наделены специфическими особенностями: социальными, психологическими, политическими, и. т. д. Рынок труда представляет собой механизмы осуществление контактов между покупателями рабочей силы (работодателям) и продавцами (нанимаемыми). Отношение по поводу купли, продажи рабочей силы получают своё юридическое оформление путем заключения между нанимателем и нанимаемым работникам трудового договора (контракта). Трудовой договор является соглашением, по средствам которого работник обязуется трудиться в обмен на заработную плату. Договор может заключаться на конкретный срок и неопределенный срок. В составе рынка рабочей силы можно выделить пять сегментов:
Важную роль в регулировании рынка труда играют биржи труда: районные, городские. Биржа труда - посредническая организация, призванная обеспечить согласование интересов работников и работодателей, взаимосвязи спроса и предложения рабочей силы, оказание социальной помощи безработным. Классическими функциями биржи труда являются: 1. учет свободной рабочей силы и вакансий рабочих мест на предприятиях, зарегистрированных на рынке труда;2. трудовая и материальная помощь безработным;3. организация переподготовки и повышения квалификации работников;4. финансирование дополнительных рабочих мест и другие услуги на меняющемся рынке труда (например, экспертиза профессиональной пригодности, консультирование и др.).В стране есть право на труд. Государственной задачей есть изучение и регулирование сферы занятости. Рынок труда регулирует личные права граждан на труд. Полная занятость - это цель, к которой нужно стремиться. Человек добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Государственная служба занятости населения - система государственных органов, созданная для проведения единой государственной политики занятости. ГСЗ является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовке, оказании социальной поддержки безработным. Услуги службы занятости бесплатны. Направления деятельности ГСЗ: 1. анализ рынка труда, анализ спроса и предложения; 2. проверка достоверности информации о свободных местах; 3. информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда; 4. социальная защита временно незанятых граждан; 5. регистрация и учёт граждан, и ищущих работу; 6. обеспечение населения информацией о возможностях трудоустройства профессионального обучения, переобучения; 7. оказание помощи в выборе работы; 8. квотирование рабочих мест для инвалидов; 9. выдача пособий по безработице; 10. оказание помощи работодателей в подборе работников; 11. обучение новой профессии; 12. психологическое тестирование для определения потенциала личности; 13. консультации по политике занятости; 14. распоряжение фондом занятости; 15. разработка программ занятости населения; 16. контроль за исполнением предприятиями, законодательства о занятости. Средства фонда занятости расходуются на: 1. выплату пособий по безработице; 2. выплату стипендий обучающимися в службе занятости; 3. оплату обучения по договорам; 4. оказание материальной помощи; 5. субсидирование занятости инвалидов; 6. организацию общественных работ; 7. финансовую помощь работодателям для создания рабочих мест; 8. инвестирование предприятий, осуществляющих профессиональную подготовку безработных; 9. финансовую помощь безработным; 10. содержание службы занятости. В стране есть и негосударственные службы занятости. Кадровые службы предприятий. Функции кадровой службы предприятия: 1. изучение конъюнктуры рынка труда; 2. разработка и использование кадровой программы подбора кадров; 3. тестирование работников предприятия; 4. изучение кадровой политики других фирм; 5. участие в рекламировании предприятия; 6. направление в печать объявлений связанных с трудовым обеспечением; 7. участие в ярмарках вакансий, аукционах специалистов; 8. участие в семинарах, конференциях; 9. сотрудничество со службами занятости; 10. контакт с вузами, техникумами, училищами; 11. организация подготовки специалистов внутри предприятия; 12. мероприятия по повышению квалификации работников; 13. создание дополнительных рабочих мест; 14. развитие надомных форм труда; 15. помощь в создании участков для работы инвалидов, студентов; 16. разработка мероприятий по стимулированию труда; 17. аттестация кадров; 18. содействие улучшению психологического климата в коллективе; 19. разработка правил, методик оценки результатов труда; 20. проведение конкурсов на замещение вакансий; 21. формирование кадрового резерва и работа с ним. Кадровая служба должна анализировать, оценивать, насколько состав персонала соответствует стратегическим и тактическим задачам предприятия. Организационная структура кадровых служб зависит от специализации, размера, места расположения предприятия и др. Кадровая служба крупных предприятий формирует и реализует ряд программ по подбору, непрерывной подготовке переподготовке и расстановке персонала, стимулированию и охране труда. В состав кадровой службы крупного предприятия могут входить отделы: 1. отдел кадров; 2. отдел исследований по персоналу; 3. отдел социального развития; 4. отдел трудовых отношений; 5. отдел профессионального обучения и переподготовки; 6. отдел организации заработной платы; 7. отдел охраны труда и техники безопасности.
Функции отдела кадров: 1. набор персонала; 2. ввод новых должностей; 3. профессиональная ориентация. |