Рыночная экономика
          Теория  Задачи  Решения

 

 ГЛАВНАЯ Глава1.Понятия Глава2.Рынок Глава3. Спрос Глава4. Товар Глава5.Виды рынков Глава6. ГрафикиИСТОЧНИКИ

   

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВНАЯ

Глава 1.

Основные понятия экономики

Глава 2.

Рынок, конкуренция

Глава 3.

Спрос, предложение, эластичность

Глава 4.

Товар, цена, деньги, кредит

Глава 5.

Виды рынков

Глава 6. Математические приложения

Использованные источники

Назад ] Далее ]

Глава 4. Товар, цена, деньги, кредит

Содержание: 4.3 Рыночная инфраструктура

 

Инфраструктура

Очень важную роль в экономике играют посредники, способствующие заключению сделок и предоставляющие сторонам этого процесса информацию и другие услуги.

Широко распространено мнение, что посредники не нужны: они ничего не производят, а лишь увеличивают цену товаров. Однако, ошибочность подобных взглядов очевидна. Наглядный пример – посреднические услуги торговца продовольственными товарами, который делает общение производителей и потребителей продовольствия более дешевым и удобным и для тех, и для других. Можно представить себе, сколько времени и усилий понадобилось бы для приготовления даже одного кулинарного блюда, если бы покупателям пришлось напрямую иметь дело с фермерами, чтобы купить у них овощей, фруктов, молока, масла, сыра; отправляться к рыбакам, чтобы договориться о поставках рыбы, а к владельцу ранчо – чтобы купить говядину.

Посредники осуществляют все эти контакты вместо потребителей, доставляя и продавая товары в специально приспособленном для этой цели месте. Услуги посредников сокращают издержки торговли, позволяя потенциальным покупателям и продавцам извлекать из торговли еще большую выгоду. Они увеличивают объем торговли, способствуя тем самым экономическому росту.

 

Развитый цивилизованный рынок требует и развитой инфраструктуры. Впервые термин "инфраструктура" был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало XX века).

В сороковые годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.

Инфраструктура (от лат. infra – ниже, под и structura–строение, расположение)- это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы.

Инфраструктура - это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.

Инфраструктура - в теории рынка: комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. Различают «широкую» и «узкую» инфраструктуру. В широком смысле к рыночной инфраструктуре относят всю систему институтов всех локальных рынков. В более узком смысле имеют в виду материальные объекты инфраструктуры – «товары общественного потребления», производство и использование которых обеспечивается обычно государством (городские транспортные системы, муниципальные системы водоснабжения и т. д.).

Или же говоря иначе, инфраструктура – это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство. Включает, например, строительство дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, образование, информационное обеспечение, науку, здравоохранение.

Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, о последующем движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1.        финансовые организации:

o        биржи;

o        банки;

o        банковская система;

2.        торговые предприятия и организации:             См. Главу5. Рынок товаров и услуг

o        предприятия оптовой торговли;

o        товарные биржи;

o        предприятия розничной торговли;

o        торговые дома;

o        комиссионная и консигнационная торговля;

o        ярмарки и аукционы;

3.        коммерческо-посреднические организации:                См. Главу5. Рынок товаров и услуг

o        агентские фирмы;

o        дилерские фирмы;

o        дистрибьюторские фирмы;

o        торгово-промышленные палаты;

o        бартерные конторы;

o        брокерские организации;

4.        организации по оказанию услуг:                             См. Главу5. Рынок товаров и услуг

o        прокатные организации;

o        лизинговые организации;

o        инжиниринговые фирмы;

o        консультационные фирмы;

5.        информационные организации:                                 См. Главу5. Рынок товаров и услуг

o        маркетинговые и информационные центры;

o        выставки;

o        рекламные организации;

6.        система страхования;

7.        контролирующие организации:

o        счётная палата;

o        органы инспекции налоговой системы;

o        органы инспекции торговли;

o        таможенные службы;

o        аудиторские организации;

8.        юридические организации:

o        юридические компании;

o        нотариальные конторы;

o        адвокатура;

o        судебная система;

9.        организации по трудовому обеспечению:

o        биржа труда;

o        профсоюзы, работающие по найму;

o        система высшего и среднего экономического образования;

10.     общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

11.     специальные зоны свободного предпринимательства;

12.     транспортная система;

13.     система связи;

14.     складское хозяйство;

15.     топливно-энергетический комплекс.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а рождены самими рыночными отношениями.

Функции инфраструктуры рынка следующие:

1.      облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

2.      повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

3.      организационное оформление рыночных отношений;

4.      облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

5.      изучение конъюнктуры рынка, товаров, конкурентов, посредников, потребителей;

6.      торговая и другая коммерческо-хозяйственная  деятельность;

7.      посредничество в реализации товаров, налаживание коммерческо-хозяйственных связей, оказание услуг;

8.     использование возможностей транспорта, средств связи, складского хозяйства, топливно-энергетического комплекса.

Назад ] Далее ]

Hosted by uCoz