Рыночная экономика
|
СОДЕРЖАНИЕ Рынок, конкуренция: смотри главу 2 сайта d-66-2007.ru/ Спрос, предложение, эластичность: смотри главу 3 сайта d-66-2007.ru/ |
Глава 4. Товар, цена, деньги, кредит Содержание: 4.2 Деньги
Мера стоимостиФункция денег как меры стоимости - это выражение способности денег соизмерять стоимость всех товаров. Изначально для выполнения этой функции деньги как особый товар должны были обладать собственной стоимостью. Исторически эту функцию стало выполнять золото. Согласно марксистской теории, стоимость товара, выраженная в денежной форме, называется его ценой. Деньги, будучи продуктом общественного труда, обладают стоимостью, но цены они не имеют, ибо в противном случае они должны быть отнесены сами к себе. Поскольку цена - это форма выражения стоимости, в цене как таковой заложена постоянная возможность отклонения от стоимости. Для выражения стоимости товаров нет необходимости иметь наличные деньги. Выражение стоимости в деньгах носит идеальный характер, т.е. функцию меры стоимости могут выполнять мысленно представляемые идеальные деньги. Выражение стоимости товаров деньгами предполагает не только качественную, но и количественную определенность: данное количество товара равно определенному количеству золота. С необходимостью количественного соизмерения стоимости товаров и золота связана техническая функция денег - масштаб цен. Масштаб цен - это зафиксированное законом весовое количество золота, принятое в качестве денежной единицы. Нельзя смешивать функцию денег как меры стоимости с их технической функцией - масштабом цен. Деньги являются мерой стоимости как воплощение общественного труда. Масштаб цен - фиксированный вес металла. Деньги в качестве меры стоимости выполняют общественную функцию - выражают стоимость товаров; масштаб цен - функция техническая, служащая для измерения различных количеств золота. Как мера стоимости деньги функционируют стихийно, масштаб цен устанавливается государством. |