Рыночная экономика
          Теория  Задачи  Решения

 

 ГЛАВНАЯ Глава1.Понятия Глава2.Рынок Глава3. Спрос Глава4. Товар Глава5.Виды рынков Глава6. ГрафикиИСТОЧНИКИ

   

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВНАЯ

Глава 1.

Основные понятия экономики

Глава 2.

Рынок, конкуренция: смотри главу 2 сайта d-66-2007.ru/

Глава 3.

Спрос, предложение, эластичность: смотри главу 3 сайта d-66-2007.ru/

Глава 4.

Товар, цена, деньги, кредит

Глава 5.

Виды рынков

Глава 6. Математические приложения

Использованные источники

Назад ] Далее ]

Глава 4. Товар, цена, деньги, кредит. 4.1 Товар, цена

Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг

Взаимодополняемость благсвойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом. Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами.

Взаимодополняемость  бывает:

1.      абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним (Рис.1.). График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку пересечения кривых безразличия с любой бюджетной линией. Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным, независимо от цен на блага Х и У. поэтому предельная норма замещения равна 0;

2.      относительной, например чай и сахар, автомобиль и бензин (Рис.2.). Зоной замещения служит отрезок кривой от точки С до точки D. 

Если два продукта взаимодополняемые, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

                      Рис.1.                                                   Рис. 2.

Взаимозаменяемость благсвойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга. Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами. Взаимозаменяемыми могут быть не только потребительские блага, но и ресурсы: уголь, нефть, газ.

Взаимозаменяемость бывает:

1.      абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, например красные и розовые гвоздики (Рис.3.). Предельная норма замещения в этом случае постоянна;

2.      относительная, например чай и кофе. (Рис.4.)

 Если два продукта взаимозаменяемые, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

 

                      Рис.3.                                            Рис.4.

                                     

                                                                              Рис.5.

Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности ЕDxy                

См. Главу3. Спрос, предложение и эластичность.

Положительная перекрестная эластичность товаров-субститутов (ЕDxy > 0) означает, что спрос на благо Х и цена на благо У изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо Х по отношению к цене блага У, тем выше степень взаимозаменяемости двух благ. Этому соответствует кривая С. В таком случае товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), например, автобус и метро, конфеты и торты, кофе и чай. Рис.5.

Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент перекрестной эластичности ЕDxy = + ∞. Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо У приводит к почти полному перемещению спроса на благо Х.

Кривая В Dxy < 0)  характеризует отрицательную перекрестную  эластичность: с ростом цены товара У объем спроса на товар Х  сокращается, и наоборот. В этом случае товары являются взаимодополняющими: например, автомобиль и бензин, фотоаппарат и  пленки к нему. Рис.5.

Кривая D (EDxy= 0) выражает нулевую или близкую к нулевой перекрестную эластичность: изменение цены товара У никак или очень мало отражается на спросе на товар X. Такие товары называются независимыми, или нейтральными, например, рост цен на шляпы вряд ли отразится на спросе на ботинки. Рис.5.

Следовательно, понятие эластичности спроса весьма полезно при изучении реакции потребителей под воздействием тех или иных факторов. В зависимости от степени эластичности спроса предприниматели могут прогнозировать и определять поведение своих предприятий.

Назад ] Далее ]

Hosted by uCoz