Глава1. Основные
экономические понятия. 1.2
Экономические системы
По
сравнению со всеми предшествовавшими рыночная система оказалось наиболее гибкой:
она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и
внешним условиям. В ходе длительной эволюции, преимущественно в ХХ в., рыночная
экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику.
Основными чертами рыночной
экономики являются:
многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место
занимает частная собственность в различных ее видах (от трудовой
индивидуальной до крупной, корпоративной);
развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной
производственной и социальной инфраструктуры;
специализация;
более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и
социальной сферы.
Нередко
утверждается, что основой рыночных отношений может быть лишь частная
собственность, под которой понимается собственность отдельных лиц или
индивидуальная частная собственность. Мировой опыт свидетельствует о том, что
развитая рыночная экономика, цивилизованный рынок опираются на полиморфизм
собственности. И объясняется это тем, что душой рынка является конкуренция,
которая требует большого количества рыночных субъектов. Последние функционируют
на основе различных форм собственности, существование которых обусловлено
уровнем развития производительных сил, степенью обобществления производства. Сам
рынок безразличен к формам собственности. Он не безразличен к тому, насколько
самостоятельны рыночные субъекты и насколько они свободны в своей хозяйственной
деятельности (в рамках закона), не безразличен к условиям конкуренции.
В
рыночной экономике прежде всего выделяются две
основные формы собственности, которые, в свою очередь, имеют много
разновидностей:
частная;
государственная.
В
развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный
механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках
отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на
макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием
экономики, вплоть до осуществления общенациональных программ и планов.
Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям
рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое
решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на
основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также прогноза развития
потребностей. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск
устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции.
Маркетинговая система управления производством дает возможность еще до начала
производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную
массу товаров данного вида, в соответствие сложившимся на рынке ценам.
Задача
использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе
стратегического планирования. В то же время перераспределение ресурсов на
развитие новейших отраслей происходит во многом за счет бюджетных ассигнований,
на основе государственных общенациональных и межгосударственных программ,
государственного стимулирования НИОКР в приоритетных направлениях развития
научно-технического прогресса.
Наконец, задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только
решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все
больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в
развитие «человеческого фактора»: финансирования систем образования, в том числе
переподготовки работников различной квалификации, совершенствования медицинского
обслуживания населения, на социальные нужды.