Глава1. Основные
экономические понятия. 1.2
Экономические системы
Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм)
Хотя
эта система сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX —
первых десятилетиях ХХ в. (в разных странах по-разному), значительная часть ее
элементов вошла в современную рыночную систему.
Отличительными чертами этой
экономической системы являлись:
частная
собственность на экономические ресурсы;
свобода
предпринимательства и выбора;
личный
интерес как главный мотив поведения;
конкуренция,
которая предусматривает:
наличие
на рынке большого числа независимых друг от друга покупателей и
продавцов любого конкретного продукта или ресурса;
свобода
покупателей и продавцов выходить на те или иные рынки или покидать их;
6.абсолютная
информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.;
осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация
индивидуального благосостояния в результате прироста доходов - продать подороже,
купить подешевле) невозможного без информации;
7.абсолютная
однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);
8.ни один
участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние
на решение другого неэкономическими методами;
9.цены
устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;
10. отсутствие
монополизма (один производитель), монопсонии (один покупатель) и невмешательство
государства в функционирование рынка.
Одной
из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех
участников экономической деятельности, т.е. не только
капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника. Решающим условием
экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто
имел капитал, и свобода наемного работника продавать свою рабочую силу.
Каков
механизм решения ключевых экономических задач в рассматриваемой экономической
системе? Они решаются опосредованно, прежде всего через цены, складывающиеся на
рынке под воздействием спроса и предложения. Ориентируясь на конъюнктуру рынка,
определяемую прежде всего уровнем и динамикой цен, товаропроизводители
самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары,
которые пользуются спросом на рынке. Таким образом, рынок, прежде всего через
цены, координирует деятельность миллионов людей.
Предприниматели стремятся получить все
больший доход (прибыль), предельно экономно использовать природные, трудовые
ресурсы, капитал, знания и максимально широко реализовать такой ресурс, как свои
творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности в
избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и
совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной
собственности.
Недостатки:
1.рынок плохо
реагирует на общенациональные и общегосударственные потребности, например, в
культуре, образовании, экологии, развитии науки;
2.принципы
свободной конкуренции не обеспечивают соблюдение правил и норм поведения в
обществе, что приводит к нежелательным эффектам (таким, как загрязнение
окружающей среды, загрязнение продуктов питания вредными веществами, развитие
наркомании, алкоголизма и т.д.);
3.рынок не в
состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от
которого никто не получает прибыли (оборона, государственное управление и др.);
6.механизм
свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денежной
массы для развития производства. Имеет место нехватка денег;
7.рынок
реализует научно-технические достижения уже имеющиеся, но не выделяет средства
для фундаментальных исследований в науке и технике, а они крайне необходимы для
развития общества в отдаленной перспективе.