Рыночная экономика
          Теория  Задачи  Решения

 

 

    СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВНАЯ

Глава 1.

Основные понятия экономики

Глава 2.

Рынок, конкуренция: смотри главу 2 сайта d-66-2007.narod.ru/

Глава 3.

Спрос, предложение, эластичность: смотри главу 3 сайта d-66-2007.narod.ru/

Глава 4.

Товар, цена, деньги, кредит

Глава 5.

Виды рынков

Глава 6. Математические приложения

Использованные источники

Назад ] Далее ]

Глава1. Основные экономические понятия.  1.2 Экономические системы

Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая)

Предприятия производят ту продукцию, которою требует план,

а не ту, в которой нуждаются потребители.

В результате диалог «производитель-потребитель»

превращается в общение глухого со слепым.

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.

Характерными чертами административно-командной системы являются:

  1. общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы;

  2. сильная монополизация и бюрократизация экономики;

  3. централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма;

  4. иерархия;

5. несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает;

6.      расцвет теневой экономики, "серого" и "черного" рынков;

7. чрезмерный рост цен, безудержная инфляция - нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит, эмиссия денег и т.д.;

8.     развал общенационального рынка, попытка усиления региональных рынков, разгул центробежных сил;

9.      замена товарно-денежных отношений товарным (бартерным) обменом;

10. деформация экономических интересов всех субъектов рыночных отношений (например, у торговцев: не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;

11.  отсутствие у потребителя права выбора товара.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

В административно-командной системе важнейшие производственные ресурсы были в собственности прежде всего государства, а также производственных кооперативов (например, колхозов и артелей в бывшем СССР), функционировавших главным образом в сельском хозяйстве. Непосредственные производители здесь выступают как собственники таких ресурсов, как знания (уровень общего и профессионального образования в СССР и европейских социалистических странах был довольно высок), а также рабочая сила. Распределение потребительских благ было (в КНДР и на Кубе еще сохраняется) довольно равномерным, а в некоторых аспектах (услуги образования, здравоохранения и др.) даже с элементами уравниловки. Оно во многом определялось не отношением к ресурсам, а политическими факторами. В преимущественном положении находился узкий слой правящей партийно-государственной номенклатуры, имевший привилегии в доступе ко многим потребительским благам (жилью, услугам санаториев и других лечебно-оздоровительных учреждений, дефицитным видам продуктов питания и одежды и др.).

Недостатки:

  1. не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности;
  2. гигантские монополии, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии;
  3. отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства;
  4. не реагирует  на НТР;
  5. низкий уровень удовлетворения потребностей;
  6. хронический дефицит ресурсов и предметов потребления;
  7. уравниловка;
  8. скрытая безработица.

Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

 Назад ] Далее ]

Hosted by uCoz