Глава1. Основные
экономические понятия. 1.2
Экономические системы
Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая)
Предприятия производят ту продукцию, которою требует план,
а не
ту, в которой нуждаются потребители.
В результате диалог
«производитель-потребитель»
превращается в общение глухого со слепым.
Эта
система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских
государств.
Характерными чертами
административно-командной системы являются:
общественная
(а в реальности государственная) собственность практически на все
экономические ресурсы;
сильная монополизация и бюрократизация экономики;
централизованное, директивное, экономическое планирование как основа
хозяйственного механизма;
иерархия;
5.несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает;
6.расцвет
теневой экономики, "серого" и "черного" рынков;
7.чрезмерный
рост цен, безудержная инфляция - нарушение денежного обращения, бюджетный
дефицит, эмиссия денег и т.д.;
8.развал
общенационального рынка, попытка усиления региональных рынков, разгул
центробежных сил;
9.замена
товарно-денежных отношений товарным (бартерным) обменом;
10.деформация
экономических интересов всех субъектов рыночных отношений (например, у
торговцев: не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному
труду, риску в хозяйственной деятельности;
11.отсутствие у
потребителя права выбора товара.
Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей.
Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из
единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет
самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью
контролирует производство и распределение продукции, в результате чего
исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.
В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с
помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что
подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
В
административно-командной системе важнейшие
производственные ресурсы были в собственности прежде всего государства, а также
производственных кооперативов (например, колхозов и артелей в бывшем СССР),
функционировавших главным образом в сельском хозяйстве. Непосредственные
производители здесь выступают как собственники таких ресурсов, как знания
(уровень общего и профессионального образования в СССР и европейских
социалистических странах был довольно высок), а также рабочая сила.
Распределение потребительских благ было (в КНДР и на Кубе еще сохраняется)
довольно равномерным, а в некоторых аспектах (услуги образования,
здравоохранения и др.) даже с элементами уравниловки. Оно во многом определялось
не отношением к ресурсам, а политическими факторами. В преимущественном
положении находился узкий слой правящей партийно-государственной номенклатуры,
имевший привилегии в доступе ко многим потребительским благам (жилью, услугам
санаториев и других лечебно-оздоровительных учреждений, дефицитным видам
продуктов питания и одежды и др.).
Недостатки:
не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности;
гигантские
монополии, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок
техники и технологии;
отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения
сбалансированности народного хозяйства;
не реагирует на НТР;
низкий уровень
удовлетворения потребностей;
хронический дефицит
ресурсов и предметов потребления;
уравниловка;
скрытая безработица.
Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми
органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных
потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы
руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных
потребностей.
Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов
осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно
происходило в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и
критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть
ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками
направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.
Распределение созданной продукции между участниками производства жестко
регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой
тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда
заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.
Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и
неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития
сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во
всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ
в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате
чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная
экономика.